Портал индустрии
переработки пластмасс



Рекламодателям

Наша целевая аудитория: инвесторы, руководители, топ-менеджеры, специалисты компаний-производителей и поставщиков …

Подробнее

Укажите ваш e-mail, чтобы получать подборки актуальных новостей из мира переработки пластмасс.

Подписаться
Развитие  во время кризиса
13.11.2023 Развитие во время кризиса
Промышленный бизнес в настоящее время преодолевает серьезные трудности, вызванные нарушением цепочек поставок и удорожанием логистики. Предприятиям приходится перестраивать бизнес-процессы, находить новых партнеров, менять подходы к решению многих вопросов. Об опыте решения текущих проблем в корпорации «Технониколь» журналу «Пластикс» рассказал Дмитрий Рындин, операционный директор направления «Полимерная изоляция».

–Дмитрий, коснулся ли кризис, вызванный санкциями, корпорацию «Технониколь»?
— Вряд ли в России найдется компания, на которую бы не повлияли последние политико-экономические события. В самом начале действительно было довольно сложно: бизнесу пришлось адаптироваться в максимально сжатые сроки, чтобы избежать ощутимого ущерба. Например, практически все основное оборудование, установленное на наших производственных площадках, — это европейские бренды, и с началом кризиса мы должны были очень быстро перестроиться. Мы переориентировались на восточный рынок и проблему с закупкой линий и комплектующих решили: находим их в дружественных странах или заказываем в России. Пришлось расширить склады запчастей, поскольку увеличились сроки доставки техники. Не все, конечно, удается решить так просто, однако, хоть и с трудом, но пока справляемся и поддерживаем линии в рабочем состоянии.
С сырьем тоже все обстоит нормально. На нашем производстве в 90% случаев используются отечественные полимеры. Однако есть трудности в отношениях с некоторыми поставщиками: возможно, они решили воспользоваться ситуацией, связанной с ограничением поставок из недружественных стран, и резко повысили цены для своих покупателей. Совсем небольшую долю сырья мы закупаем за рубежом. Хотя и тут порой возникают сложности с логистикой и иногда с качеством.
Мы нашли выход и используем вторично переработанные полимеры. Сейчас большой объем отходов промышленных предприятий вывозится на свалки. Объем рынка вторсырья в России огромен: только рынок полиолефиновой гранулы составляет 250 тыс. тонн, ПЭТ-сырья — около 200 тыс. тонн. В денежном выражении емкость рынка превышает 50 млрд рублей. И это касается только двух названных сегментов, а есть еще инженерные пластики, рынок вторичного ПВХ.
— Как, на ваш взгляд, сейчас следует выстраивать работу сектора переработки вторсырья?
— В России реализуется концепция экономики замкнутого цикла, согласно которой устойчивое развитие общества и экономики опирается на широкое применение вторичного сырья при производстве товаров. Необходимо рационально использовать уже произведенную продукцию: не выбрасывать, сжигать или закапывать по истечении срока службы, а грамотно перерабатывать вновь. Проводниками внедрения механизма замкнутого цикла переработки должны выступать крупные корпорации, которым технически проще организовать функционирование всей цепочки от производства товара до его реализации и последующего возвращения в цикл потребления.
Пока в России сбор, сортировка и логистика вторичных ресурсов затруднены, а многие промышленные предприятия считают отходы несущественной затратной частью. Как правило, утилизацией упаковок, пленок, подложек занимаются кладовщики, задача которых быстро освободить склад. Отходы продаются первому покупателю, процесс не структурирован и непрозрачен. Необходимо сместить фокус предприятий на использование отходов как ценного ресурса, ответственно подойти к сбору, сортировке и продаже собственных отходов. То, что не нужно одному заводу, может быть очень востребовано другой компанией. Например, нами.
— Как вы думаете, есть у бизнеса возможность расти во время кризиса?
— В 2022 году предприятия направления «Полимерная изоляция» корпорации «Технониколь» выпустили более 4 млн кубометров готовой продукции, увеличив объем продаж на 8,5% по сравнению с 2021 годом. Во многом помогла поддержка государства в виде стимулирования спроса: были реализованы ипотечные программы, выдавались жилищные субсидии. Все это способствовало повышению спроса на жилье, поэтому и спрос на теплоизоляцию вырос. Также государство поддерживало инфраструктурные проекты, в рамках которых была востребована полимерная изоляция. Кроме того, возникший дефицит товаров-заменителей (других видов теплоизоляции) позволил частично перераспределить спрос в пользу полимерной изоляции.
К тому же, несмотря на непростую ситуацию, сложившуюся в мировой экономике, мы продолжаем инвестировать в модернизацию существующих заводов и развитие вторичной переработки пенополистирола. Мы запустили два рециклинговых завода в Санкт-Петербурге и Хабаровске. В 2023 году, в начале осени, планируем открыть завод в Казахстане. Изначально думали стартовать немного раньше, но столкнулись со сложностями, касающимися ввоза оборудования.
Первому заводу «Технониколь» по выпуску экструдированного пенополистирола (XPS-плит) в 2023 году исполнится 17 лет. Некоторые наши площадки отметили 15-летний юбилей. Очевидно, что для производственных линий это почтенный возраст, поэтому модернизацией мы должны заниматься постоянно. Только так мы можем соответствовать необходимым критериям в отношении эффективности бизнеса и качества продукции. Модернизационные программы направлены на увеличение скорости работы линий и, соответственно, их производительности, а также на расширение ассортимента. Как видите, развитие — не роскошь, а необходимость, диктуемая временем.

Беседовала Анна Виленс

Посмотреть в журнале
Яндекс.Метрика