Портал индустрии
переработки пластмасс



Рекламодателям

Наша целевая аудитория: инвесторы, руководители, топ-менеджеры, специалисты компаний-производителей и поставщиков …

Подробнее

Укажите ваш e-mail, чтобы получать подборки актуальных новостей из мира переработки пластмасс.

Подписаться
РОП: основные изменения
24.01.2024 РОП: основные изменения
4 августа Президентом РФ был подписан Федеральный Закон №451-ФЗ, который внес существенные изменения в базовое положение об обращении отходов производства и потребления. Перемены направлены на совершенствование системы РОП, которая не прогрессировала на протяжении восьми последних лет, начиная с момента ее внедрения в 2015 году.
Сегодня большое количество участников полимерной отрасли пытаются разобраться в правоприменении вновь введенных изменений. Это совершенно бесполезное занятие потому, что развитие этих норм будет осуществляться с учетом подзаконных актов, которые ППК «Российский экологический оператор» разрабатывает совместно с Минприроды РФ. Однако общая концепция новой системы РОП, которая вступит в силу с 1 января 2024 года, понятна уже сейчас.
Основным изменением станет перенос ответственности за утилизацию упаковки с производителей товаров на производителей упаковки. Это очень важный шаг для процессов администрирования. Одно дело, когда Росприроднадзору необходимо следить за 2 миллионами субъектов РОП и совсем другое дело, когда количество таких субъектов кратно уменьшается до 50-60 тысяч, поэтому данное решение выглядит более чем разумным.
Перенос будет осуществляться постепенно. Норматив утилизации для упаковки будет действовать до 2027 года, затем будет введена ответственность за весь объем производимой упаковки. С 2025 года необходимо будет утилизировать 55% производимой упаковки, с 2026 года — 75%, а с 2027 года — 100%.
Обозначим основные изменения, декларируемые в новом законе.

Утилизация
Момент возникновения ответственности. Раньше обязанность по выполнению нормативов утилизации возникала с момента первичной реализации продукции. Теперь обеспечить утилизацию отходов производитель должен или со дня отгрузки продукции, или со дня оплаты/частичной оплаты в счет будущей поставки продукции; член ЕАЭС (Евразийского экономического союза) — со дня принятия продукции к учету; не член ЕАЭС должен уплатить экосбор. Будут предумотрены такие документы, как уведомление о самостоятельной утилизации с приложением банковской гарантии на сумму экосбора или договора поручительства (типовая форма договора поручительства будет утверждена приказом Минприроды РФ).
Выполнение нормативов утилизации ассоциациями. Ранее производители и импортеры продукции могли поручить ассоциациям выполнение нормативов утилизации, теперь это исключено.
Реестр утилизаторов. До введения нового положения в ЕФГИС УОИТ (Единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров) на добровольной основе существовал реестр мощностей по утилизации отходов, который не имел никакого фактического влияния. С 2024 года создается реестр утилизаторов, в который могут попасть только верифицированные утилизаторы, имеющие реальное оборудование на действующих производственных площадках. Выполнить ответственность в рамках РОП можно исключительно посредством организаций, содержащихся в реестре. Раньше проверить фактические мощности можно было только в рамках государственного экологического контроля (надзора) или лицензионного контроля. Учитывая введенный мораторий на проверки, проверить их практически невозможно. Согласно новому закону при включении утилизатора в реестр предусматривается проверка мощностей, и без нее попасть в реестр невозможно.

Экосбор
Ставки экологического сбора. Ранее ставки формировались, исходя из затрат на сбор, транспортировку, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия. Обоснование установления конкретного размера ставок отсутствовало. В 2024 году будут предложены ставки экологического сбора, которые сформированы на основе специально разработанной методики. В ней учтены затраты на сбор, транспортировку, обработку и утилизацию изделий, а также экологические коэффициенты. Данные ставки будут дифференцированы и обоснованы.
Конвертер. Исходя из норм законодательства, раньше невозможно было определить, какая именно продукция является результатом утилизации. Теперь
же предусмотрено утверждение специального перечня отходов и продукции, который будет отражать полный жизненный цикл изделий. На основании этого списка можно будет четко определить, из какого товара или упаковки по ОКПД (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности) получается конкретная позиция отхода в соответствии с ФККО (Федеральным классификационным каталогом отходов) и из какого конкретного отхода по ФККО получается новая продукция по ОКПД.

Администрирование
До введения нового закона цикл исполнения РОП был растянут на два года. Например товары, выпущенные в 2020 году, указываются в декларации за 2020 год; декларации сдаются до апреля 2021 года; утилизация этой продукции осуществляется в 2021 году; отчетность о выполнении нормативов утилизации и уплата экосбора по этим товарам сдается до апреля 2022 года.
С нового года сокращается цикл исполнения РОП, так как исключается этап декларирования. Отчетность о выполнении нормативов утилизации сдается в отношении товаров, произведенных в предыдущем году. Срок сдачи отчетности — ежегодно до 15 апреля.
Ранее предусмотривалась возможность подачи деклараций и отчетности в электронном виде. Но по факту ввиду частых технических сбоев системы ЕФГИС УОИТ производители и импортеры сдавали декларации и отчетность в бумажном виде. Отныне любое взаимодействие субъектов РОП и контролирующего органа будет осуществляться только через ЕФГИС УОИТ, отчетность будет приниматься только в электронном виде.
Раньше единственным способом подтверждения достоверности заявленных объемов выпускаемых товаров и упаковки являлось соотнесение данных в декларации и отчетности, не было сторонних ресурсов для верификации. С 2024 года для подтверждения достоверности заявленных объемов производства товаров предусматривается информационное взаимодействие с иными системами (ГИС «Промышленность», система ФТС России, АИС «Налог», ГИС «Меркурий», система маркировки «Честный знак»). Например, верифицировать количество произведенных шин можно через систему маркировки «Честный знак».
Как уже упоминалось, проверить акты утилизации, выданные утилизатором, ранее можно было только при проведении государственного экологического контроля (надзора), который фактически из-за моратория на проверки невозможно было осуществить. Теперь же акты утилизации будут формироваться в ЕФГИС УОИТ. Система будет информировать о том, что, например, объем утилизированных отходов превышает заявленный уровень производственных мощностей.

«Квадрат Декарта»
Закон о новом механизме РОП не просто принят, а вступит в силу 1 января 2024 года, а значит должен исполняться. И все же попробуем произвести мысленный эксперимент, применив технику «Квадрат Декарта», которую часто используют при принятии каких-либо решений.
Что будет, если это не произойдет? Останется фиктивная утилизация, которая существовала исключительно на бумаге. Мы будет наблюдать ежегодную стагнацию и банкротство малых предприятий, которых в отрасли очень много.
Чего не будет, если это не произойдет? Отрасль обращения с отходами не получит прозрачные рыночные механизмы, стимулы для развития производственных мощностей по утилизации отходов и рыночный источник финансирования. Система не начнет работать.
Чего не будет, если это произойдет? Мы избавимся от отсутствия учета на протяжении всей цепочки утилизации.
Что будет, если это произойдет? Сектор утилизации и рециклинга получит рыночные механизмы финансирования, сможет развивать технологии вторичной переработки, чтобы решить проблему загрязнения территорий РФ отходами. Система начнет работать автономно и эффективно.


Посмотреть в журнале
Яндекс.Метрика