Plastics_9_2023

П Л А С Т И К С № 9 ( 2 3 7 ) 2 0 2 3 w w w . p l a s t i c s . r u 14 ТЕМА НОМЕРА/ ХИМИЧЕСКИЙ И МЕХАНИЧЕСКИЙ РЕЦИКЛИНГ Вновь введенная статья 24.2-4 пре- дусматривает осуществление серьезного контроля за исполнением обязанности по утилизации отходов использованных товаров и упаковки. Экологический сбор С учетом иного, нежели прежде, кон- цептуального подхода к вопросу оборо- та отходов производства и потребления Федеральный закон представляет новую редакцию статьи 24.5 об экологическом сборе. Согласно документу, экологи- ческий сбор относится к неналоговым доходам, поступающим в федеральный бюджет, и уплачивается производителями товаров, импортерами товаров при ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке. Базовая ставка экологического сбо- ра формируется на основе средних сумм затрат на раздельный сбор, накопление, транспортирование, обработку и утили- зацию единицы массы изделия, утратив- шего свои потребительские свойства. При расчете базовой ставки учитывают- ся затраты на создание инфраструктуры, необходимой для осуществления сбора, транспортировки и утилизации отходов. Ставка экологического сбора опреде- ляется для каждой группы товаров и упа- ковки путем умножения базовой ставки экологического сбора на коэффициент, учитывающий следующие параметры: — сложность извлечения отходов ис- пользованных товаров для дальнейшей утилизации; — наличие технологической возмож- ности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных ци- клов переработки отходов от использо- вания товаров); — востребованность вторичного сы- рья, полученного из таких отходов, для использования при производстве про- дукции. В целях снижения негативного воз- действия отходов на окружающую сре- ду ставки экологического сбора диффе- ренцируются в зависимости от степени их влияния. В настоящее время выработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении методики расчета базовой ставки экологического сбора и приме- нения экологического коэффициента». Ожидается, что документ будет подписан и вступит в действие до конца 2023 года. Средства, поступающие в бюджет в виде уплаченного экологического сбора, являются целевыми: они направляются на обеспечение утилизации отходов това- ров, а также на строительство, модерни- зацию объектов и сооружений, необхо- димых для обращения с отходами, и на обустройство мест накопления мусора. Перспективы развития сектора Что касается полимерной упаковки, то обсуждаемый закон, вероятно, ос- ложнит жизнь ее производителей, по- скольку утилизаторы уже сейчас очень настойчиво требуют, чтобы упаковка перестала быть многослойной и много- компонентной. Они вполне определен- но заявляют о том, чтобы полимерная упаковка включала в себя только один полимер. Однако есть надежда, что в процессе развития отрасли утилизации у нас появятся новые, прогрессивные способы разделения компонентов поли- мерной упаковки, как это произошло с тетрапаком, который раньше тоже отно- сили к разряду неразделяемой упаков- ки. Такую оптимистичную позицию зани- мает российский Союз переработчиков пластмасс, который считает, что инсти- тут РОП позволит получить средства на развитие технологий переработки от- ходов пластмасс, а отходы, относимые сегодня к трудноперерабываемым, тоже могут дождаться своей эффективной и доступной технологии переработки при наличии мотивации у рециклистов идти в этом направлении. Новый закон создает перспективу развития отрасли утилизации. Так, на- пример, утилизаторы отходов теперь смогут производить продукцию из вто- ричного сырья и реализовывать ее на рынке, не опасаясь преследования со стороны правоохранительных органов (к сожалению, такие случаи были). Правда, имеется определенная сложность: изго- товление товаров из вторичного сырья утилизатором будет возможно только при условии соответствия видов утили- зированных отходов и видов произве- денной из них продукции перечням, ко- торые установят совместно Минприроды России и Минпромторг России. В настоящее время наряду с другими нормативными документами разрабаты- вается так называемый конвертер, кото- рый позволит сопоставлять различные виды товаров с видами отходов, которые получаются в результате переработки, и видеть, какая продукция может быть про- изведена из них в результате утилизации. Планируется, что такая система будет показывать переход товара и упаковки из товарного кода ОКПД (коды продук- ции по общероссийскому классификато- ру продукции по видам экономической деятельности) в коды отходов по ФККО (коды по федеральному классификаци- онному каталогу отходов) и затем в коды ОКПД новой продукции. Другими словами, речь идет о том, что новая версия РОП манифестирует ори- ентацию не на уплату экологического сбора, а именно на утилизацию отходов производства и потребления. Законопроект изначально был ини- циирован Правительством РФ, и оно уверено, что реформа института РОП, закрепленная августовским Федераль- ным законом, приведет к развитию ме- ханизма самостоятельной утилизации, оптимизации упаковочных решений, сокращению объемов захоронения от- ходов, а также будет способствовать переходу к экономике замкнутого цикла до 2030 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=