Plastics_12_1_2015

ТЕХНОЛОГИИ П Л А С Т И К С № 1 2 / I ( 1 5 2 ) 2 0 1 5 w w w . p l a s t i c s . r u 71 К процессу довольно активно подключи- лись нефтехимические компании. Напри- мер, «СИБУР» еще два года назад начал на своем предприятии «Воронежсинтезкаучук» эксплуатацию производственной линии мощностью 85 тыс. т/год, выпускающей термопласты на основе бутадиен-стирола для дорожного строительства (предназна- чены для производства ПБВ). Теоретически из этого количества термопласта можно из- готовить 2,2 млн т материала для дорожно- го покрытия, которого хватило бы для того, чтобы заново покрыть более половины про- тяженности дорог федерального значения. За прошедшие пять лет потребление такого рода термопластов для дорожного строи- тельства выросло почти в 7 раз. Очевидно, что дорожное строительство — это новый рынок сбыта для полимерных материалов. Разборная дорога Возможно ли строительство полностью полимерной дороги? Совсемнедавно, в октябре 2015 года в под- московной Кашире военные инженеры про- вели лабораторно-дорожные и натурные ис- пытания мобильных полимерных дорожных покрытий для скоростной подготовки раз- рушенных участков военно-автомобильных дорог. Покрытия были изготовлены в виде полимерных плит, которые путем стыковки собираются в колейные и сплошные проезды длиной 25 и 50 м. Испытывались покрытия в жестких условиях, в том числе под воздей- ствием 30 единиц колесной и гусеничной техники массой более 20 т. Испытания про- водились в условиях, приближенных к реаль- ным условиям будущей эксплуатации таких полимерных дорог. В течение месяца опыт- ные образцы сборно-разборных полимерных дорог должны были выдержать 30 тыс. про- хождений автомобилей массой до 20 т. Плиты, которые испытывались на во- енном полигоне в Подмосковье, были из- готовлены на заводе «Тверьстеклопластик» (входит в состав ГК «Рускомпозит») и пред- назначены в том числе для строительства временных дорог в зоне вечной мерзлоты, в тайге и на болотах. Предполагается, что такого рода полимерные дороги будут вос- требованы нефтегазотранспортными и до- бывающими компаниями взамен устарев- шего лежневого настила, для сооружения которого приходится производить вырубку леса. Именно так делается уже сейчас при строительстве газопровода «Сила Сибири». Говорят, что за одни сутки можно проложить до одного километра такой временной доро- ги, а затем, когда необходимость в дороге от- пала, собрать, сложить в КамАЗ и перевезти на новое место. Полимерные плиты удобны также тем, что в специально предусмотренные пазы для труб и кабелей могут быть встроены любые коммуникации, в том числе водоотводные. Такие до- рожные плиты в процессе экс- плуатации способны выдержи- вать диапазон температур от -40 до +80°С. Счастье эколога Есть весьма неожиданные на первый взгляд версии применения полимерных ма- териалов для строительства дорог. Напри- мер, в 2000 году журнал «Техника молодежи» опубликовал заметку, в которой говорилось о том, что крупные текстильные производ- ства располагают многочисленными отхода- ми лавсана — до 7 тыс. т/год, а кроме того, ежегодно сжигается огромное количество ПЭТ-бутылок. Между тем, продолжал автор заметки, ПЭТ является ценным сырьем для дорожных покрытий. Указывалось, что под влияниемПЭТбитумыстановятся более упру- гими, стойкими к механическим нагрузкам. И что самое главное — более долговечными. Если простые асфальтобетонные покрытия обходятся без ремонта 6-7 лет, то покрытия из смеси битумов и ПЭТ служат 14-17 лет. Конечно, точных сведений о том, как ведет себя композит из битума и ПЭТ, пока не имеется, да и сам журнал «Техника мо- лодежи» позиционирует себя как «научно- популярный и литературно-художественный журнал», публикующий «идеи, гипотезы, изобретения, самоделки, феномены, фан- тастику, загадки забытых цивилизаций, ан- тологию таинственных случаев». Но все же… Летом текущего года СМИ рассказали о новом голландском проекте — строительстве в Роттердаме дорог с применением вторич- ных полимеров. Очень интересный опыт, по моему мнению, поскольку позволяет решить сразу две проблемы: улучшить дороги и гра- мотно утилизировать отходы полимерных материалов, о которых сейчас столько гово- рят. Именно длительный период разложения полимеров, являющийся камнем преткнове- ния для экологов, в данном случае позволяет обеспечить то, с чем обычно безуспешно бо- рются при захоронении полимерных отходов, а именно с их устойчивостью к разложению под воздействием внешних условий. Возмож- но, это путь превратить недостатки в досто- инства и пойти по проложенной полимерной дороге в светлое будущее. Polymer-based Roads Lilia Guseva The main requirement (and the main hope) for polymeric materials used in road construction is in- creasing service life of a road, that is, the time of road surface use without re- pairs, as well as keeping a certain level of road safety and improve it when possi- ble. It is also desirable that a specific set of properties of polymer-based road ma- terials extends the period of the year whenroadbed laying is possible. This is especially true for construc- tion and repair of roads in the wintertime and in the northern regions of Russia.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=