Plastics_7_2014

СООБЩЕСТВО П Л А С Т И К С № 7 ( 1 3 6 ) 2 0 1 4 w w w . p l a s t i c s . r u 62 Российский рынок упа- ковки входит в десятку круп- нейших в отрасли. Прирост, который он демонстриро- вал до 2010-2011 годов, был одним из самых весомых в мире и достигал 12-13%. С 2010 года наблюдается уменьшение оборотов рын- ка, но 2013 год все-таки по- казал достаточно серьезный рост в полимерном сегмен- те—примерно 4-5%. Вообще с 2009 года доля полимерной упаковки, производимой на российском рынке, стала превышать доли всех осталь- ных видов упаковки—около 40%. Особенно активно на- блюдается рост потребления термоусадочной пленки и термоформованной упаков- ки. И эта тенденция сохра- нится в ближайшие годы, поскольку потребители ста- раются отойти от традици- онной транспортной тары, заменив ее на термоусадку. Программа развития произ- водства продовольствия в РФ до 2020 года позволяет наде- яться, что выпуск упаковки будет только увеличиваться, и здесь же полимерам от- водится ведущая роль, по- скольку пластиковая упа- ковка способна ответить на главные требования рынка: уменьшение веса, материа- лоемкости, большей непро- ницаемости за счет эффек- тивных полимерных слоев. Неудивительно, что много- слойные пленки получают значительное продвижение. В России крупнейши- ми сегментами являются полиэтиленовые и БОПП- пленки. По данным спе- циалистов, общий объем рынка запечатанных пле- нок составляет примерно 400 тыс. т/год. Помимо ПЭ и БОПП развиваются секто- ра каст-ПП-пленок, твист-, БОПЭТ-пленок. На рынке поли- этиленовых пленок крупным сегментом с чи т а е т с я рынок пленок для печати и ламинации (160 тыс. т/год). Еще 320 тыс. т/год приходится на стретч-, термоусадоч- ные, ПЭВП-пленки (320 тыс. т/год). Если на рынке в частности БОПП- пленок уже есть крупные игроки, по крайней мере один флагман индустрии, то в сфере производства ко- нечной упаковки действует множество разрозненных игроков, и это оказывает- ся большой проблемой для отрасли. На рынке сложи- лась высококонкурентная среда. Эксперты конста- тируют: с одной стороны, конкуренция способствует совершенствованию рынка, а с другой — толкает многих игроков к демпингу, к поис- ку не всегда квалифициро- ванных решений, к работе на низкой доходности. Не- удивительно, что в профес- сиональной среде активно обсуждают необходимость консолидации печатников с производителями гибкой упаковки. Примеров слия- ния немного, но первые шаги уже делаются. Совсем недавно объединились ком- пании «Гаммафлекс» (плен- ки) и «Альфа ФлексПринт» (печать), что позволит им войти в десятку лидеров рынка. Уровень загрузки мощ- ностей неслучайно стал от- дельной темой обсуждения на конференции. Около 70% продуктов потребле- ния производится на боль- ших предприятиях, которые ориентируются на крупных поставщиков упаковки. Большое количество сред- них предприятий сегодня работают на пределе рента- бельности, поэтому рынок стремится к объединению на всех уровнях. Упаковщики считают, что необходимый и доста- точный уровень консолида- ции — создание компании с оборотом в 10 млрд рублей. Самые крупные компании имеют оборот 3 млрд ру- блей, то есть необходимо объединение 4-5 крупных компаний. Среди проблем, стоящих на пути этого про- цесса, — высокие управ- ленческие расходы, низкая доходность из-за валютных колебаний при закупках импортного сырья. Экс- перты прогнозируют, что еще пару лет отрасль будет расти по 2-3% в год и ре- шать текущие задачи, но рано или поздно произойдет консолидация — в кулуарах это поддерживается. Повы- шение доходности наступит путем кооперации участ- ников рынка при господ- держке через таможенно- тарифное регулирование на поставки запечатанной продукции либо введение дополнительных регламен- тов соответствия упаковки, которая производится не в России. На пороге консолидации Упаковочная индустрия считается одной из самых благополучных отраслей экономики, но высокая конкуренция заставляет компании работать на предельно низком уровне маржинальности. Возможность консолидации для преодоления этой проблемы стала главной темой обсуждения на международной конференции «Полимеры в упаковке — 2014», которую организовала 16 июня в Москве в отеле «Никольская» компания INVENTRA, входящая в группу CREON

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=