Портал индустрии
переработки пластмасс



Рекламодателям

Наша целевая аудитория: инвесторы, руководители, топ-менеджеры, специалисты компаний-производителей и поставщиков …

Подробнее

Укажите ваш e-mail, чтобы получать подборки актуальных новостей из мира переработки пластмасс.

Подписаться
«Ценности создают люди»
01.07.2021 «Ценности создают люди»

Вячеслав Рябов,

глава представительства Macchi Russia

В этом году компания Macchi празднует 60-летие. На выставке «Росупак» Вячеслав Рябов, глава представительства Macchi Russia, поделился с журналом «Пластикс» информацией о том, почему итальянский производитель пленочных линий все эти годы остается одним из лидеров мирового рынка экструзии пленок с раздувом. Разговор получился глубокий и эмоциональный

Рекордные продажи в сложный год

Вячеслав, юбилей Macchi пришелся на довольно сложное (из-за пандемии) время для экономики в целом и для полимерной отрасли в частности. Однако топ-менеджмент компании заявляет о том, что уровень продаж за 2020 год не снизился, а кроме того, обеспечены заказы на текущий год и даже на 2022-й…

— Давайте отметим факторы, которые повлияли на пленочный рынок в этот период. Безусловно, наши клиенты — производители упаковки — чувствуют себя очень хорошо ввиду смещения фокуса с сегмента HoReCa (сфера гостиничных услуг и общественного питания) в сторону розничной продажи товаров, поэтому за год спрос на все типы упаковки, в том числе гибкую, вырос на несколько процентов. Это приводит к росту заказов на оборудование. Однако в то же время, как в любой шоковой ситуации, уменьшается уверенность бизнеса (в том числе банковских структур) в завтрашнем дне. Соответственно, переработчики откладывают принятие такого важного решения, как инвестирование в модернизацию и приобретение дорогого оборудования. Эти тенденции сменили друг друга в 2020 году. В его второй половине компания Macchi наблюдала так называемое сокращение длины книги продаж до показателей, которые фиксировались в последний раз в 2012 году. Да, загрузка мощностей завода оставалась по-прежнему полной, но все же было опасение, что могут возникнуть «окна» в производственной программе. И это, конечно, повлияло бы на финансовое положение нашей компании. Напомню, что Италия первой из европейских стран приняла на себя удар пандемии (сначала в марте-апреле, потом в октябре-ноябре). На заводе в Венегоно иногда количество сотрудников, отсутствующих в связи с карантином, достигало 40%, а в апреле 2020 года мы испытывали серьезные ограничения в поставке необходимых компонентов и был вероятен риск полной остановки предприятия. Этого не произошло. Macchi — безусловный лидер российского рынка в том числе потому, что в этих сложных условиях мы провели ряд отгрузок оборудовании, в том числе в России, причем мы запустили линии своими силами в условиях невозможности оперативного приезда итальянских специалистов. К слову, мне известны производители пленки, получившие заказанное оборудование и месяцами ждавшие зарубежных техников для ввода линий в строй. Ряд европейских правительств (в том числе итальянское) продлили сроки налоговых льгот для компаний-переработчиков, закупающих оборудование, соответствующее принципам концепции Industry 4.0, что в январе-марте 2021 года привело к взрыву спроса на поставки оборудования. В результате наша книга продаж увеличилась в 2 раза! Прямо сейчас, пока мы с вами разговариваем, уже изготавливаются линии, отгрузки которых намечены на весну 2022 года. Осенью, как мы ожидаем, портфель заказов на 2022 год будет полностью заполнен. Да, скорее всего, это определенная волна, которая спустя какое-то время пойдет на спад, но между тем наш фокусный сегмент — упаковочная отрасль — чувствует себя вполне уверенно.

— А каковы отрицательные факторы?

— Это повышение цены на металл, кабельную продукцию, электронные компоненты. Переработчики столкнулись с повышением на свое основное сырье — полиэтилен, а затем и на композиции на его основе. Да, мы надеемся на некую стабилизацию и выход на плато. Однако все это повлияло на стоимость оборудования. Самая выгодная цена всегда держится во время кризиса, и этот период уже закончился…

Преимущества семейного бизнеса

Вячеслав, основателя и владельца Macchi синьора Луиджи Макки даже независимые источники называют гением инженерии. Это отражается на духе компании?

— С 15 лет Луиджи постоянно занимается механикой. Он начал с того, что чинил велосипеды свои сестрам, и дядя отдал ему в пользование маленький сарайчик, расположенный именно на том месте, где сейчас стоит завод Macchi. Во время войны Луиджи работал на оборонных заводах, а в свободное время занимался в своей подсобке ремонтом различной техники. Вскоре сарайчик разросся до механической мастерской. После войны в районе Ломбардии началось активное развитие полимерной отрасли, в основном это была переработка ПВХ. В это время большую часть заказов, которые выполнял синьор Макки, составляли фильеры и различные экструзионные компоненты для данного сектора. Однако ПВХ — достаточно непростой материал по причине своей подверженности термодеструкции, и Луиджи самостоятельно начал улучшать конструкцию заказанных ему деталей: делал чертежи, оптимизировал все что мог. Вскоре он зарегистрировал собственную компанию, которая на первых порах занималась выпуском инновационной на тот момент пленки для молочных пакетов. Именно синьор Луиджи первым в Европе получил патент на головку для изготовления 2-слойной пленки для упаковки молока, которая по сей день остается черно-белой. При этом про синьора Макки говорят, что у него руки не офисного сотрудника и директора, а рабочего: в машинном масле, со следами ударов молотком. Он любит возиться с металлом, и его страсть — изготовление машин. Поэтому, уйдя от производства пленки, компания полностью сосредоточилась на выпуске полнокомплектных линий для экструзии пленки с раздувом. Сад, которым окружен дом синьора Макки, примыкает к стене завода. Все эти годы синьор Луиджи каждое утро открывает калитку и проходит в цех. Каждый день! Он всегда на заводе, в курсе всех стратегических вопросов, в 95 лет по-прежнему может поинтересоваться качеством сборки и испытанием линий. Конечно, в период пандемии семья и сотрудники всячески оберегали его и запретили контакты с заводчанами, поэтому очень беспокоились, как он переживет вынужденную разлуку с любимым делом, со своим детищем. Ему нужно гордиться тем, что выпускает предприятие. Понимаете, установки, которые поставляются клиентам, не просто носят имя Макки — в глазах синьора Луиджи они должны быть так же безупречны, как в то время, когда эти линии были изготовлены его руками. Он постоянно думает о развитии и расширении компании. Сейчас завод реализует инвестиционный план, измеряющийся миллионами евро.

Какие преимущества появляются у клиента, когда он взаимодействует с такой семейной компанией, как Macchi? Насколько ведение бизнеса семейного типа целесообразно в сегодняшнем мире глобализации и транскорпораций?

— Если говорить объективно, то Macchi в настоящий момент входит по уровню продаж в четверку мировых производителей оборудования для выпуска рукавных пленок, являясь при этом самым маленьким по масштабам предприятием и фокусируясь исключительно на экструзии с раздувом. Три компании из этих четырех — семейные. И это нормально для бизнеса, занимающегося несерийным выпуском оборудования. Конечно, при нашей структуре ключевому заказчику при необходимости гораздо легче получить прямой доступ к самому первому лицу. Повторюсь: Macchi — небольшая компания, наш штат насчитывает всего 150 человек, и это позволяет нам быть более гибкими и оперативными. В нашей фирме заложена культура крепкой командной работы, выстроены эффективные бизнес-процессы. Да, у Макки были личные трагедии, кризисы, но семья никогда не вела переговоры о продаже предприятия. Третье поколение Макки готовится войти в состав руководства, мы крепко стоим на ногах в финансовом плане. Синьор Луиджи — простой человек из небогатой семьи, что наложило отпечаток на ведение финансовых дел. Сегодня Macchi имеет околонулевую кредитную нагрузку. Даже во время кризиса 2008-2009 годов Луиджи Макки не увольнял людей и не отправлял в оплачиваемый государством отпуск, хотя законодательно это было разрешено — то есть не делал многое из того, что нынче считают необходимым современные эффективные менеджеры. Результат — отсутствие каких-либо обременений и финансовой хрупкости даже в случае почти двукратного обвала продаж. Мы сконцентрированы на своем сегменте, у нас меньше накладных расходов, чем у крупных корпораций, в последние годы у нашего направления экструзии ПЭ-пленки рекордные показатели продаж. Так что компания Macchi невероятно устойчива, а значит, является наилучшим партнером для переработчика.

Представительство Macchi в России

Как завязались ваши отношения с Macchi?

— Вы знаете, как ни удивительно, нас познакомил журнал «Пластикс». Именно у вас на страницах сервисный инженер, работавший в компании, где я отвечал в том числе за расширение продуктовой линейки оборудования, дистрибуцией которого занимались, увидел рекламу линий Macchi и посоветовал мне обратить внимание на этот бренд. Потом на выставке «Росупак» ко мне подошел познакомиться Алессандро Макки. Мне было очень важно, чтобы продукт, который мне предстояло продавать на российском рынке, был высокого класса, а оборудование Macchi полностью отвечало самым требовательным критериям. В 2007 году было создано представительство Macchi Russia. С самых первых дней работы нам было ясно, что мы должны обеспечить отличный уровень сервиса, поэтому был проведен целый ряд мероприятий, приложено много усилий, чтобы создавать сервисный отдел и постоянно обучать персонал, повышать его инженерную квалификацию. Есть такое, на мой взгляд, справедливое мнение: «Первую линию продает менеджер, вторую — сервисный инженер». Хочу похвалиться: на заводе в Италии положительно отзываются о нашей организации технической поддержки клиентов, и даже какие-то меры по оптимизации бизнес-процессов, внедренных в России, перенимаются и масштабируются в работе компании по всему миру.

Вячеслав, как вы выстраиваете взаимоотношения с клиентами?

— Я бы сказал, что мы стремимся к выработке стереоскопичности взгляда: наш заказчик смотрит вглубь вопроса, специализируясь в какой-то нише производства пленок, мы же можем представить широту охвата ответов на его запросы, знаем о самых разных подходах. Российский рынок пленочной экструзии еще не прошел уровень консолидации, предприятия этого сегмента здесь в основном имеют средние размеры. Но мы видим тенденции всего мирового рынка, так как работаем в самых разных регионах, и можем поделиться этой информацией: куда идти дальше, что будет востребовано, а что может не оправдать ожиданий переработчика. Нам случалось работать с проектами, где не было ТЗ, была только общая задача зайти в какой-либо сегмент. Но эти проекты удавались благодаря желанию обеспечить клиенту действительно адекватное предложение, которое подойдет именно ему, которое позволит ему не прогореть и работать с прибылью. В связи с этим мы высоко ценим поддержку со стороны специалистов заводов Macchi, и прежде всего нашего сенсея Мауро Андреоли, директора по продажам и маркетингу, который наставлял нас 11 лет до своего выхода на пенсию. Фактически он и создал нас как специалистов в сфере экструзии, помог поверить в собственные силы. Это позволило нам в период пандемии силами российского представительства запустить в России пять линий самостоятельно! У меня глубоко эмоциональное отношение к бренду Macchi: я знаю лично десятки сотрудников на итальянском предприятии, я чувствую уважение к продукту, который выпускает этот завод, к руководству компании. Нас понимают и поддерживают, поэтому мы получаем удовольствие от того, чем занимаемся. Ту же политику мы проводим и внутри московского офиса, и в отношениях с клиентами. У нас нет текучки персонала, наши клиенты остаются с нами годами… Думаю, интуитивно мы нащупали какие-то важные вещи в процессе становления, «взросления» российского представительства: отсутствие жесткой пирамидальной иерархии, наличие общих ценностей, обязательность прозрачности и честности в отношениях, умение слушать другого и уважать его мнение. Не сразу, но мы поняли главное: ценности создают люди, а машины — лишь отражение этих ценностей. Этим пониманием нельзя жертвовать в угоду конъюнктурным моментам. На мой взгляд, это обеспечивает нам стабильность коллектива, а данный параметр важен для всех: и для клиентов, и для поставщиков, и для сотрудников представительства.

Все, что вы стеснялись спросить

Что стоит знать переработчику, чего он, возможно, не знает об оборудовании Macchi?

— Во-первых, отмечу то, что иногда ускользает от внимания при покупке. У Macchi нет деления на линейки — топовую и экономвариант. Есть некоторые конфигурации, но все линии делаются из одинаковых узлов и компонентов. Закупив это оборудование, переработчик может быть уверен в одинаково высоком качестве исполнения в любом случае. Это очень важно, ведь честно скажу: не все поставщики (даже лидеры рынка) могут это гарантировать. Во-вторых, мы не подпишем контракт, если увидим, что клиент настаивает на заведомо нецелесообразной технологии, если видим риски для самого заказчика. Наш учитель Мауро Андреоли всегда говорил: «Мы должны продавать линии, а не проблемы». В-третьих, в настоящий момент мы готовы, отвечая на современные вызовы рынка, поставлять полнокомплектные линии для выпуска как классической пленочной соэкструзионной продукции, так и одноосноориентированных пленок, все более востребованных сегодня в секторе упаковки, а также мономатериальных полиолефиновых пленок и пленок с большой долей PCR-отходов. Однако в целом здесь основной упор приходится, конечно, на работу сырьевых компаний: они должны продумать структуры, позволяющие изготавливать высококачественные барьерные продукты на базе, например, только ПЭ. Также должны подготовить сырьевую платформу рециклисты. Как производитель оборудования и обладатель ряда патентов в сфере экструзии компания Macchi совершенно готова к реализации таких проектов. Однако мы никогда не останавливаем процесс создания конструктивно оригинальных решений, «упражняемся», и осенью 2021 года сделаем ряд заявлений о технологических новинках, которые мы подготовили. Поверьте, в пленочном секторе еще много областей, где мы можем улучшить переработку или создать новые товарные ниши. Революции вряд ли стоит ожидать — она в нашем секторе уже произошла раньше. Но для эволюции существует широкий простор!

Беседовала Анна Виленс

Посмотреть в журнале
Дополнительные фотографии:
Яндекс.Метрика