Портал индустрии
переработки пластмасс



Рекламодателям

Наша целевая аудитория: инвесторы, руководители, топ-менеджеры, специалисты компаний-производителей и поставщиков …

Подробнее

Укажите ваш e-mail, чтобы получать подборки актуальных новостей из мира переработки пластмасс.

Подписаться
Выгоды утилизации в рамках РОП
04.03.2024 Выгоды утилизации в рамках РОП
Нового закона о РОП (одно из названий подписанного 4 августа 2023 года Президентом РФ Федерального закона от №451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») ждали многие участники рынка обращения с отходами. При этом производители и импортеры товаров выступили с критическими комментариями, а отрасль утилизации приняла новый документ с радостью. Почему все же это положительное изменение для промышленного сектора и в том числе для отрасли переработки пластмасс?
Обе группы — и утилизаторов, и производителей изделий — можно понять. Можно также понять и тех, кто пока не смог оценить суть, содержание и красоту нового механизма РОП. Есть также и те, кто вообще не представляет масштабы отрасли по обращению с отходами и такого ее сектора, как утилизация, хотя здесь есть невероятный потенциал для создания рабочих мест и генерации доходов при правильном администрировании работы. Именно для правильной настройки и появился новый механизм РОП.

Признание ошибок и движение вперед
Изначально институт РОП был учрежден в России в 2015 году, но к 2019 году государство признало ошибки, которые были допущены при его введении, и к концу 2020 года была утверждена «Концепция совершенствования института РОП» (утверждена заместителем председателя Правительства РФ Викторией Абрамченко). В том числе для сопровождения реализации указанной концепции в 2019 году была создана публично-правовая компания «Российский экологический оператор», которая совместно с Минприроды России разрабатывает нормативную документацию для осуществления РОП.
После появления нового механизма (существенная часть изменений вступит в силу в начале 2024 года, но некоторые положения уже действуют, а какие-то отнесены на более поздний срок) субъекты РОП (производители/импортеры товаров и утилизаторы) задумались о том, есть ли что-то позитивное в новом регулировании, как можно сэкономить и снизить транзакционные издержки или даже заработать? Этот вопрос возник в связи с тем, что ключевой причиной неудачи первоначальной версии РОП было довольно слабое администрирование этой обязанности со стороны государства. РОП версии 2015 года был чем-то похож на уплату налогов в середине 90-х годов: мало кто знал о необходимости платить, а тех, кто не платил, особо и не наказывали. По оценкам компании SmartEcoSystems, в 2023 году 47% производителей/импортеров товаров все еще не знают о РОП, а 35% утилизаторов знают о РОП, но не работали по этой схеме.
В интервью РИА «Новости» зампред председателя Правительства РФ, курирующий в том числе вопросы РОП, Виктория Абрамченко сказала: «Администрирование теперь значительно облегчится, поэтому я обращаю внимание на то, что Росприроднадзор должен перестроить свою работу, создать удобные цифровые сервисы, четко контролировать лиц, несущих обязанности, касающиеся утилизации, и утилизаторов, наладить информационное взаимодействие с ФНС и другими ведомствами, чтобы контролировать ситуацию на рынке». Учитывая наличие проектов подзаконных нормативных актов, которые в настоящее время разрабатываются для внедрения РОП, а также постановления №868 Правительства РФ от 13 мая 2022 года «О единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» (ЕФГИС УОИТ), которое предусматривает сквозное прослеживание жизненного цикла товара от момента его производства до утилизации и вовлечения во вторичный оборот, можно обоснованно предположить, что с начала 2024 года у субъектов РОП начнется совершенно иная жизнь.
Важно отметить, что 4 апреля 2023 года руководитель Рос-природнадзора Светлана Радионова, выступая в Госдуме РФ, рассказала, что 70% проверенных данной организацией утилизаторов в действительности деятельность по утилизации не осуществляли. В этом докладе указана также сумма, которую заплатили производители/импортеры в качестве экологического сбора в 2021 году: всего чуть более 4 млрд рублей. При том, что еще несколько лет назад специалисты оценивали размер подлежащего уплате экосбора в 120-140 млрд рублей. То есть потенциал оборота в рамках РОП колоссальный и может достигать или превосходить размеры утилизационного сбора, который уплачивают владельцы транспортных средств.

Снижение издержек
Как новый РОП может серьезно облегчить производителю изделий ведение бизнеса?
Во-первых, закон предусматривает введение нового понятия: утилизация отходов от использования товаров, то есть использование отходов от использования товаров и/или вторичного сырья, полученного из отходов от использования товаров, для производства новой продукции. Таким образом, законодатель дает возможность производителю в рамках РОП закрывать свои обязанности по утилизации за счет изготовления продукции из вторичного сырья.
Во-вторых, вводится понижающий коэффициент (регулирующий это положение нормативный акт пока еще находится в разработке), который гарантирует, что в случае использования вторсырья для выпуска новой продукции размер эко-сбора будет ниже.
В-третьих (и это чуть ли не самое важное), появится новая формула расчета экосбора. Ставка экосбора будет, по задумке государства, настолько высокой, насколько это возможно для стимулирования перехода бизнеса к реальной утилизации. Иными словами, экономически нецелесообразно будет платить экосбор, так как стоимость процесса утилизации будет значительно ниже. Кстати, если раньше экосбор собирался нерегулярно в связи с низким уровнем администрирования, то теперь производитель/импортер товаров может впервые столкнуться с серьезными штрафами в соответствии со статьей 8.5.1. КоАП РФ.
Таким образом, в зависимости от технологической возможности производитель изделий из пластмасс, который является субъектом РОП (стоит отметить пункт 6 статьи 24.2 закона о РОП, в соответствии с которой производитель товара, упаковывающий произведенный им товар, в том числе путем нагревания, вытягивания и деления на части упаковки, не обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования указанной упаковки, за исключением случаев, если указанная упаковка произведена данным производителем товара), может настроить свое производство (а также учет вторичных ресурсов) таким образом, чтобы полностью и закрывать свои обязанности в отношении РОП и даже иметь возможность перевыполнять установленный объем. При перевыполнении объема утилизации по РОП «излишки» можно будет продавать или же получать компенсацию части затрат в соответствии с постановлением №467 Правительства РФ от 25 марта 2022 года «О порядке и условиях предоставления средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора». Нужно учитывать, что экологический сбор — это неналоговый платеж, имеющий целевой характер, и если обозначенные суммы начнут поступать в бюджет, то далее будут распределены по схеме, изложенной в указанном выше постановлении.
Производителю изделий из пластмасс сегодня важно определиться, является ли он субъектом РОП с учетом приведенных норм, а также согласно пункту 9 статьи 24.2 закона о РОП, в соответствии с которым «производители/импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров в отношении товаров, используемых в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих при производстве товаров, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи».
Безусловно, можно предположить, что фраза из закона о РОП о том, что «производитель товара, упаковывающий произведенный им товар, в том числе путем нагревания, вытягивания, деления на части упаковки, не обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования указанной упаковки, за исключением случаев, если указанная упаковка произведена данным производителем товара» может привести к появлению волны судебных споров о том, на ком лежит обязанность по выполнению РОП с 2024 года. Однако новая судебная практика тоже станет частью администрирования.
Если учесть все нюансы предлагаемой схемы РОП и смириться с мыслью о внедрении цифрового администрирования (по аналогии с налоговым администрированием), то переработке пластмасс можно если не обеспечить получение дополнительной прибыли, то хотя бы гарантировать возможность сокращения грядущих транзакционных издержек.


Посмотреть в журнале
Яндекс.Метрика