Plastics_5_2023

П Л А С Т И К С № 5 ( 2 3 3 ) 2 0 2 3 w w w . p l a s t i c s . r u 27 ТЕМА НОМЕРА/ УПАКОВКА: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ Объем инвестиций, необходимый для перехода на производство изделий из альтернативных материалов, по оценке участников рынка, может составить до 50 млн рублей (40% респондентов), 50- 250 млн рублей (21%), 250-500 млн рублей (14%). Подобные предприятия можно запустить при наличии ресурсов в течение 1-3 лет. Однако это мнение ком- паний-потребителей. Производители же изделий более сдержанны в своих оцен- ках и настаивают на 5 годах подготовки. Среди ключевых проблем, которые нужно будет решать в связи с пере- ходом на альтернативные материалы, компании указывали отсутствие возмож- ности приобрести новое оборудование (ввиду санкций и проблем с импортом) и осуществить модернизацию; недоста- ток нужных кадров и, как следствие, не- обходимость переобучения персонала; финансовые сложности (невозможность финансирования за счет собственных средств, трудности с привлечением заем- ных средств) и длительный срок реализа- ции самой инвестпрограммы, критичный для функционирования предприятия в ус- ловиях социально-политической неопре- деленности. Примечательно, что никто из респондентов (ни производители, ни потребители) не расценил поставленную задачу как появление новых возможно- стей для развития. Причина становится понятной при ознакомлении с опасени- ями, которые опрошенные обозначают как риски, связанные с переходом на альтернативные материалы. Это — в по- давляющем большинстве ответов — по- теря части выручки, нарушение финан- совой стабильности компании и утрата конкурентных преимуществ. Среди других рисков упоминаются технологи- ческий риск (невозможность перехода на выпуск новой продукции по причине отсутствия возможности) и сокращение штата предприятия. По мнению респондентов, постав- ленная государством задача перехода на использование альтернативных мате- риалов не может быть решена без специ- ализированных мер поддержки, среди которых первоочередными должны стать предоставление субсидий на покупку но- вого оборудования и льготных кредитов для перевооружения технологических площадок, субсидирование льготных ста- вок по кредитам, возможность государ- ственного поручительства по кредитам. Представители промышленности обеспокоены тем, что предлагаемые альтернативы не всегда являются полно- ценными заменителями существующих изделий, а переход на их применение может привести к ухудшению потреби- тельских свойств товаров и упаковки; удорожанию конечного продукта (в том числе на социально значимые товары); не снижению, а даже увеличению объ- емов образования отходов вследствие сокращения сроков хранения товаров в альтернативной упаковке и отсутствия надлежащей системы обращения с отхо- дами альтернативных материалов; росту импортозависимости отечественных про- изводителей товаров ввиду отсутствия необходимого объема и сужения раз- нообразия упаковки из альтернативных материалов. Диаграммы на рис. 3 показывают, что 56% потребителей считают, что в результате применения упаковки из аль- тернативных материалов цена товаров вырастет на величину до 20%, а 26% полагают, что стоимость вырастет впо- ловину. Две трети же производителей от- мечают, что цена вырастет до величины от 50 до 100%. Оценка возможности запрета На какие же продукты, по мнению ре- спондентов, запрет ввести можно? Это одноразовые столовые приборы и палоч- ки-мешалки, ватные палочки, а также тер- моусадочная пленка толщиной до 20 мкм (в случае, если речь идет о запрете ис- пользования такой пленки для контроля вскрытия продовольственных товаров). Для каких изделий поэтапный переход возможен, но предполагает выполнение ряда условий? Например, для капсул для кофе, поскольку технология их изго- товления не является закрытой и может 40% 21% 14% 8% 17% до 50 млн руб. 250-500 млн руб. свыше 500 млн руб. Другое 50-250 млн руб. 56% 26% 2% 3% 13% Потребители до 20% 20-50% 50-100% более чем в 2 раза Другое 22% 22% 22% 34% Производители 20-50% 50-100% более чем в 2 раза Другое Рисунок 2. Объем инвестиций, необходимый для перехода на производство изделий из альтернативных материалов (источник — опрос Института им. Гайдара) Рисунок 3. Повышение стоимости товаров в результате перехода на альтернативные материалы по оценке производителей и потребителей (источник — опрос Института им. Гайдара)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=