Plastics_5_2023

П Л А С Т И К С № 5 ( 2 3 3 ) 2 0 2 3 w w w . p l a s t i c s . r u ТЕМА НОМЕРА/ УПАКОВКА: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ быть локализована в России. Однако не- обходимо проработать оценку реальных сроков создания производства на терри- тории страны. Упаковка в виде сетчатых сумок по- ставляется из-за границы и, по мнению производителей и потребителей, вполне может быть заменена без серьезного ри- ска для бизнеса. До возможного введения запрета на производство и использование много- компонентных контейнеров для хра- нения консервов необходимо оценить долю данного вида упаковки на рынке, просчитать мощность альтернативных производств и провести публичное об- суждение запрета с участием компаний- производителей и потребителей. Введение запрета на аэрозольную упаковку может нести для бизнеса се- рьезные риски. Прежде всего в настоящее время не разделены сферы применения аэрозольной упаковки из композитных материалов для пищевых и непищевых товаров. В зависимости от сегмента ис- пользования возможен переход на по- лимерную упаковку из ПЭТ, а также на не включенную в перечень альтернатив полностью алюминиевую упаковку. Тарелки, стаканчики, крышки от ста- канов для напитков из полистирола, кон- тейнеры, лотки для пищевых продуктов из ПС можно было бы изготавливать из альтернативных материалов. Однако для компаний-производителей и потребите- лей, в случае отсутствия возможности наладить выпуск альтернатив на имею- щихся мощностях, встает вопрос замены оборудования и сырья. По мнению участников анкетирова- ния запрет нецелесообразен для следу- ющих товарных групп: — пластиковые трубочки. Производи- тели абсолютно не готовы как с техноло- гической, так с финансовой точек зрения к переходу на альтернативы. Проведенные тесты показывают неудовлетворительные результаты: трубочка из предложенного производителям доступного вида бумаги размокает и не подходит для детского пи- тания. Стоимость альтернативных бумаж- ных же вариантов в пять раз превышает цену пластиковых трубочек. К тому же бумажная трубочка должна быть упако- вана, а на сегодняшний день альтернатив пластиковой упаковке нет; — пакет в форме кувшина (упаковка с надувной ручкой). Запрет станет барье- ром для ведения бизнеса единственным крупным производителем пакетов в фор- ме кувшина и приведет к его банкротству. Компании-потребители также столкнутся с серьезными трудностями вплоть до бан- кротства. Данный вид упаковки является наиболее легким в своем классе, легко извлекается и перерабатывается; — пластиковые подложки и яичная упаковка из вспененного полистирола. Низкая технологическая и финансовая готовность бизнеса, отсутствие реальных возможностей заменить оборудование для перехода на выпуск альтернатив, дорогостоящие и длительные инвест- программы приведут к возникновению серьезных проблем с доступностью конечной продукции в случае введения ограничений. Необходим диалог с биз- несом по поводу условий реформы. За- прет неизбежно приведет к удорожанию социально значимых товаров; — пакет толщиной менее 20 мкм. У компаний-производителей при переходе на выпуск альтернатив (за исключением увеличения толщины пакета до более 50 мкм) возникнут трудности, связанные с доступом к технологиям, что может при- водить к банкротству предприятий. Рекомендации По мнению генерального директора СПП Петра Базунова, использование такого функционального и безопасно- го материала как пластик однозначно уменьшает себестоимость всей цепоч- ки производства продуктов питания и предотвращает рост цен на них. В связи с этим выгоднее скорректировать рецеп- туру полимерной композиции для пригод- ности изделий к рециклингу, чем ограни- чивать применение данного материала. Также необходимо рассчитать, насколь- ко увеличится стоимость транспорти- ровки продуктов питания, упакованных в стеклянную и металлическую тару, по сравнению со стоимостью перевозки в полимерной упаковке. По мнению представителей Института Гайдара, необходимо провести деталь- ную проработку перечня запретов. Не- которые виды упаковки, как, например, упомянутый кувшин с надувной ручкой, являются легко извлекаемыми и полно- стью перерабатываемыми. А границы сфер использования многокомпонентных контейнеров или термоусадочной пленки толщиной до 20 мкм слишком размыты. Также нужно провести дополнительную проработку перечня альтернатив, по- скольку часть из предлагаемых альтерна- тив не являются полноценными замените- лями существующих товаров и упаковки. Существует необходимость в про- ведении информационной кампании, направленной на оповещение бизнеса о необходимости перехода на альтерна- тивные виды товаров и упаковки, а также сопутствующие меры стимулирующего характера. Такой подход позволит по- высить готовность бизнеса к реформе с финансовой и технологической точек зрения. Кроме того, нужно обеспечить этапность ее реализации для перестрой- ки и поиска необходимых ресурсов. Бизнесу необходимо обеспечить га- рантии доступа к необходимым техно- логиям для осуществления перехода на альтернативы и, конечно, предложить пакет мер государственной поддержки при переходе на альтернативы (общая сумма затрат составит порядка 140 млрд рублей). Подготовила Анна Виленс 28

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=