Портал индустрии
переработки пластмасс



Рекламодателям

Наша целевая аудитория: инвесторы, руководители, топ-менеджеры, специалисты компаний-производителей и поставщиков …

Подробнее

Укажите ваш e-mail, чтобы получать подборки актуальных новостей из мира переработки пластмасс.

Подписаться
Импортозамещение: полимеры и изделия
28.01.2025

Импортозамещение: полимеры и изделия

Скорость импортозамещения в промышленности зависит от двух главных факторов — динамики спроса на ключевые товары и поддержки государства в тех случаях, когда спрос заведомо слишком мал и проекты становятся неокупаемыми. Подкрепленная в условиях санкций ростом спроса на отечественную продукцию и целевыми программами правительства, полимерная индустрия в РФ демонстрирует в настоящее время повышение деловой активности и создание собственных технологических цепочек.

Возможности
По данным Росстата, производство полимеров в 2023 году выросло на 3,1%, примерно до 7,3 млн т, при этом спрос увеличился на 9% и был покрыт в основном перенаправлением экспортных объемов на внутренний рынок. Наибольшую востребованность полимеров в силу масштабности объемов потребления демонстрируют такие сектора, как производство упаковки и строительных материалов, а крупнейшими сферами-потребителями являются ЖКХ и автодорожное строительство.
Холдинг «СИБУР» утверждает, что при достижении необходимого уровня технологической независимости в отношении компонентной базы, способен заместить до 95% импортируемых из Европы и Китая полимеров. Сегодня «СИБУР» выпускает больше 100 марок на базе ПП и ПЭ, марки ПК, а также запустил производство катализаторов для синтеза полиолефинов. Наращивают свои мощности и производители компаундов и узкоспециальных марок — НПП «ПОЛИПЛАСТИК», «Генезис», «Хэмикс», «Руспласт» и другие.
Помимо действующих госпрограмм поддержки бизнеса в 2024 году в РФ был сформирован нацпроект «Новые материалы и химия» до 2030 года, одним из приоритетов которого является развитие мало- и среднетоннажной химии. Общий объем финансирования нацпроекта может составить 2 трлн рублей; три четверти средств должно поступить из внебюджетных источников.

Проблемы
Но новые возможности по заполнению освободившихся ниш сопряжены с рядом проблем. Георгий Солдатов, генеральный директор компании «Адитим», отмечает: «Качество российских аналогов зачастую оставляет желать лучшего, а стоимость высококачественной продукции значительно выше импортных аналогов. И даже при введенных санкциях наши производители все еще закупают иностранное оборудование, сталкиваясь с дефицитом подходящих отечественных решений». Кроме того, по мнению Георгия Солдатова, одним из самых острых вопросов сегодня остается стоимость иностранных технологий при слабом рубле: «Если у компании нет валютной выручки, импорт оборудования и технологий становится финансово затруднительным. Дешевый рубль, с одной стороны, помогает экспортерам, но для большинства компаний это создает серьезные трудности».
Сказывается также нехватка компетенций и отечественных технологий. «В последние три года процессы разработки и омологации новых марок и продуктов в полимерной отрасли ускорились, но пока большое количество решений основано на более ранних разработках», — отмечает глава информационно-аналитического агентства Rupec Дмитрий Семягин. Дальнейшее развитие собственных технологических цепочек требует серьезных интеллектуальных и финансовых вложений.
Безусловно, не хватает российского оборудования и специализированных инструментов. Несмотря на то, что уже создан первый двухшнековый экструдер-компаундер, разрабатываются отечественные датчики и программы, активно работают молдмейкеры и производители рециклинговой техники, этот рынок все еще ждет своих прорывов.

Упаковка
Рассмотрим, как импортозамещение разворачивается на наиболее важных продуктовых рынках.
В секторе упаковки активно разворачивается тренд на замещение в продуктах питания готовой импортной упаковки отечественными аналогами. Так, за период 2022-2023 годов импорт крышек-нахлобучек и платинок-крышек (платинки из фольги с термолаком) был полностью замещен отечественными решениями, импорт покрывных пленок в лотках снизился с 25 до 10%. Продолжается импортозамещение упаковочных решений в сегменте сыров и молочных продуктов. Есть потенциал в импортозамещении барьерных пленок (сейчас до 30% поставляется из-за рубежа).
Компания «СИБУР» заявила, что в 2023 году для сегмента упаковки разработала 27 новых марок с общим потенциалом потребления более 110 тыс. тонн ежегодно. В разработке находится еще 78 проектов. Ожидается вывод на рынок марок для изготовления IBC-контейнеров, высокотекучего литьевого ПЭВП, специальных марок для колпачков и крышек для газированных напитков, спецмарок металлоценового ПЭ для асептической упаковки.

Строительные материалы
Активный ввод жилья в России, развитие аддитивных технологий в строительстве стимулируют спрос на полимеры в строительной отрасли. По данным портала «Дом.рф», ввод жилья на территории России в I полугодии 2024 года составил 53,5 млн м2, что на 2,5% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Строительная отрасль остается одним из самых крупных потребителей полимерных материалов. Наиболее значительным потенциалом для роста обладает сегмент внутренней отделки. В частности, высокий спрос наблюдается на ПВХ-плитку для напольных покрытий (заменяют ламинат и керамическую плитку) и пленку для натяжных потолков.
В настоящее время порядка 67% объема ПВХ-плиток продолжает импортироваться на российский рынок, несмотря на профицит мощностей по сырью в стране. Данный сегмент имеет высокий потенциал для импортозамещения, и в течение 3-5 лет возможен рост уровня локализации до 60% за счет запуска новых линий.
Другой перспективный сегмент для импортозамещения — натяжные потолки, которые изготавливают из пластифицированной ПВХ-пленки. Сейчас потребность рынка на 90% закрывается импортными решениями. В России есть только один производитель с установленной мощностью 7 тыс. т при спросе в стране 30 тыс. т в год. Поэтому у российских производителей есть возможность занять нишу на растущем рынке, вытеснив импортные аналоги. Сырье для производства доступно, а спрос на готовые изделия продолжит расти.

Изделия медицинского назначения
Объем российского рынка полимеров для медицины в 2023 году составил 125 тыс. т в год, при этом в потреблении полимерных медицинских изделий в стране 96% приходится на пять сегментов: перчатки, одежда и нетканые материалы, шприцы, лабораторные изделия, системы инфузионной и трансфузионной терапии, из которых 79% были импортированы из Китая и Европы.
По оценкам НИУ ВШЭ, в России выпускается менее трети необходимых для медицинской отрасли марок полимеров. В частности, для обеспечения потребностей в одноразовых шприцах к 2028 году их производство нужно увеличить практически в 3 раза, что потребует замещения импорта до 7,5 тыс. т полимеров в год. Однако, как отмечают в компании «СИБУР», крупнейшие предприятия по выпуску шприцев работают не более чем на 30% своей мощности, объясняя сохраняющуюся традицию закупки импортных изделий их низкой ценой.
До недавнего времени в России не было локальной специальной марки ПП для шприцев, отвечавшей современным требованиям качества и безопасности. Но сегодня, утверждают специалисты
«СИБУРа», есть результаты замещения импорта одноразовых медицинских расходных материалов по всей технологической цепочке, от выпуска специализированных марок полимерного сырья до готовых изделий. Потенциал производства новых специальных марок ПП, ПЭ, ПВХ, синтетических каучуков, латекса и ПС в фармацевтической и медицинской отраслях оценивается в 30-40 тыс. т в год.
В то же время некоторые медицинские изделия при ввозе в Россию освобождаются от уплаты НДС. Поэтому для развития локальных производств необходима поддержка государства и протекционистские меры.

Автомобилестроение
Эксперты ожидают 10-процентного (20-процентного — оптимистический прогноз) роста выпуска легковых автомобилей в 2024 году и здесь также намечается простор для локализации решений. «СИБУР» отмечает, что в I полугодии текущего года продажи полимеров в этом сегменте выросли примерно на 30% относительно аналогичного периода 2023 года. Также компания начала производить марку ПЭ для топливных баков машин и поликарбонат для автомобильных фар. С «КАМАЗом» «СИБУР» обсуждает возможность создания полимерной композитной кабины для автомобиля.

Крупная бытовая техника
В сегменте крупной бытовой техники (КБТ) доля импорта полимеров составляет 50%. Причем в 2022 году потребление пластмасс в этом сегменте сократилось на 26% за счет остановки заводов крупных европейских и корейских брендов. Их нишу начали занимать китайские и турецкие компании, а со стороны крупных ретейлеров активизировались поставки импортной китайской техники под собственные торговые марки (СТМ). В 2023 году рынок вырос на 17%, в 2024 году рост составляет 6%.
Росту локализации производства КБТ будет способствовать переход в 2024 году заводов Bosch и Ariston под контроль компании «Газпром бытовые системы», а также плановое возобновление производства техники на заводе LG в городе Рузе.

Сельское хозяйство
Потенциал для замещения полимеров в сельском хозяйстве — около 200 тыс. т/год. Тот же «СИБУР» долго подбирал в сотрудничестве с агропроизводителями марку ПЭ для производства рукавов для хранения зерна, а вместе с партнерами-производителями жесткой упаковки выпустил марку для литья ящиков.
Ограничивающим фактором для развития импортозамещения в сегменте сельского хозяйства эксперты считают сильную зависимость спроса от погодных условий и урожайности. Так, по оценкам Минсельхоза РФ, заморозки в мае 2024 года в разных регионах России привели к гибели более 1 млн га посевов зерновых культур. С другой стороны, это стимул развивать решения для сохранения собранного урожая.

Производство обуви
На рынке обуви доля импортных материалов превышает 70%. Рост рынка возможен за счет увеличения объемов производства специальной обуви для промышленных предприятий. Рынок гражданской обуви в России традиционно сильно зависел от импорта сырья из Китая (более двух третей рынка), объемы которого существенно не изменились, а сегмент премиальной итальянской обуви восстанавливается за счет параллельного импорта.
Возможности импортозамещения здесь осложняются высоким уровнем контрафакта — не менее 25%, дефицитом кадров и ростом заработных плат по сравнению с Китаем. Также сдерживают развитие отрасли отсутствие в России производства искусственной кожи и текстиля для обуви, дефицит этиленвинил-ацетата (ЭВА) и отсутствие компонентов полиуретановых систем (ТПУ) для подошв.

Детские игрушки и канцтовары
Детские игрушки в основном продолжают импортироваться. Нишу стали занимать китайские производители, прежде всего через маркетплейсы, а также параллельный импорт ушедших официально западных брендов, таких как Lego, Barbie.
Перспективы импортозамещения игрушек осложняются целым рядом факторов, а именно отсутствием сильных брендов, производства электронных компонентов, технологий изготовления некоторых ПВХ-изделий, в том числе на базе ПВХ-пленок, разнообразием ассортимента и дешевизной китайской продукции.
В секторе канцтоваров доля импорта достигает 85%. Большие западные компании традиционно являлись крупными покупателями канцтоваров, и их уход оказал существенное влияние на этот рынок. По итогу 2024 года падение рынка канцтоваров составляет 15% в год. Этому также способствуют переход на электронный документооборот и сокращение численности детей в России. Основной потенциал импортозамещения канцтоваров специалисты видят в пишущих принадлежностях (85%). Уровень локализации выпуска папок и систем хранения канцтоваров (лотки, подставки) сегодня достаточно высокий, и импорт не превышает 20%.


Посмотреть в журнале
x
Подождите минуточку...
Будьте в курсе важнейших новостей полимерной отрасли
Я даю согласие на обработку персональных данных
Подписаться
x
Будьте в курсе важнейших новостей полимерной отрасли
Я даю согласие на обработку персональных данных
Подписаться
Яндекс.Метрика